Историческое развитие предмета экономической теории
Различают объект и предмет научных, в том числе экономических исследований.
Объект исследований, говоря в самом общем виде, - это та совокупность явлений, которая охвачена исследованием. Для нас это – экономика, хозяйственная жизнь.
Предмет исследований - это цель изучения наукой, цель научных исследований, то, что наука ставит в центр своей системы.
Предмет науки, в т.ч. экономической теории, по сути, зависит от исходных позиций той или иной теоретической концепции. Отметим общие вехи развития предмета экономической теории, начиная с А.Смита — основателя классической школы политической экономии.
Основные подходы к предмету экономической теории:
1. Классическая школа – представлена тремя основными концепциями:
- 1. Политическая экономия богатства. А.Смит и его последователи - англичане Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль и др. - исходят из теории трудовой стоимости, согласно которой единственный источник богатства - труд. Предмет этой концепции — происхождение и распределение богатства. В первой половине XIX века классическая школа распадается на две несовместимые друг с другом концепции
- 2. Теория факторов и издержек производства, авторами которой стали француз Жан-Батист Сэй и англичанин Томас Мальтус. Они видят источник богатства не только в труде, но во всех факторах производства, каждый из которых создает свою часть стоимости товара и, следовательно, богатства: труд создает заработную плату, капитал - прибыль, земля - ренту, т.е. все факторы производства равноправны. Предмет исследований здесь - поиск путей максимизации прибыли при минимизации издержек производства.
- 3. Политическая экономия труда, автором которой стал К.Маркс. Он последовательно исходит из трудового происхождения богатства, исследует противоречия труда и капитала. Предмет исследований здесь - так называемые производственные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу производства и присвоения материальных благ в капиталистическом обществе, тайна эксплуатации труда капиталом.
2. Маржинализм. В 1870-х гг. появляется теория маржинализма (франц. marginal — предельный от лат. marginalis - находящийся на краю), т.е. теория полезности, предельной полезности. Согласно этой концепции, богатство - только то, что полезно данному индивидууму, т.е. мне. Предмет исследований здесь - достижение потребителем (и обществом как суммой потребителей) максимума суммарной полезности. (Представители – Карл Менгер и Фридрих Визер).
3. Современный экономикс. В 1890-х гг. усилиями, прежде всего, основателя английской кембриджской школы Альфреда Маршалла (1842-1924) возникает неоклассическая экономическая теория, которая стала попыткой синтеза элементов классической школы (прежде всего, теории свободного рынка А.Смита и теории факторов и издержек производства Ж.-Б.Сэя и Т.Мальтуса), а также маржинальных теорий полезности.
А.Маршалл в своем капитальном труде «Принципы экономике» (1890) предложил, в частности, заменить термин политическая экономия на термин экономикс (от англ. economics - экономика), т.е. наука об экономике, экономическая наука. По мнению А.Маршалла, экономическая жизнь должна рассматриваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.
Позднее, в 1930-х гг., предмет теории экономике расширяется, прежде всего, усилиями Дж.М.Кейнса, который ввел государство в механизм функционирования рыночной экономики, т.е. теперь в экономической теории рассматриваются не только хозяйственная деятельность индивидуумов и фирм, но и национальная экономика в целом.
Современный экономикс или неоклассический синтез изучает взаимодействие предпринимателей и домашних хозяйств в условиях смешанной рыночной экономики, а также взаимодействие рынка и общества, в т.ч. прежде всего государства. Формулировок его предмета довольно много, но, по сути, все они в общем-то схожи. Вот определение из последнего (16-го) издания знаменитого американского учебника «Экономика» Пола Самуэльсона и Вильяма Нордхауса: «Экономика (экономическая теория) — это наука, изучающая, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных товаров и распределяет их между людьми» (М., 2000, стр. 29).
Предмет экономикс сведен к чисто хозяйственным делам. Предмет экономической теории зависит от исходных позиций эк. концепций. Различие формулировок предметов экономических исследований отражает различие интересов, включая экономические.
Ныне в преподавании экономической теории господствует сильно американизированный англосаксонский неоклассический вариант теории экономикс. Его даже называют «мейнстрим». Считается, что именно этот вариант лежит в основе теоретического экономического образования практически во всем мире (во всяком случае, он усиленно навязывается).
Однако, признание большинством какой-либо концепции экономической теории не может служить доказательством ее верности. Да и на деле в разных странах преподавание экономической теории идет по разным программам и даже под разными названиями. Так, в большинстве высших учебных заведений Франции этот предмет по-прежнему называется политическая экономия. В большинстве университетов Германии он преподается под названием учение о народном хозяйстве. У нас в России, как известно, его называют экономическая теория.