Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Определение точки безубыточности при расчете цены на товар

Точка безубыточности – это такой объем производства и реализации продукции, когда фирма полностью возмещает свои затраты, наблюдается баланс: издержки – выручка, а прибыль равна нулю.

Логический вывод уравнения носит следующий характер:

Пр.общ.=Ц*N–Собщ=0, где
Пр.общ – общая прибыль при реализации данного товара;
Ц – цена единицы товара;
N – объем реализации товара;
Собщ – общая себестоимость продукции.

С другой стороны:

Собщ=V*N+P, где
V – условно-переменные расходы на единицу продукции;
P – условно-постоянные расходы на весь выпуск продукции.

Подставляя соответствующие значения получим:

Пр.общ.=Ц*N–(V*N+P)=0;
Ц*N–V*N=P;
N=P/(Ц-V).

Графически определение точки безубыточности, исходя из количества выпускаемой продукции в натуральном выражении, выглядит следующим образом (бухгалтерская модель изменения затрат и выручки при определении точки безубыточности):

В точке пересечении (б) объем выручки и издержек производства равны между собой. До точки (б) фирма терпит убыток от выпуска малого количества изделий, а после – начинает получать прибыль. Поэтому цену Цт, соответствующую точке безубыточности (б), называют технической ценой, которая обеспечивает покрытие издержек на производство – это нижний предел цены в рыночной экономике.

Пример. В производстве мебели цена письменного стола составляет 8 тыс. руб. условно-постоянные расходы на весь выпуск 54 тыс. руб., условно-переменные расходы на единицу 2 тыс. руб. Определить точку безубыточности.

Решение:

N=P/(Ц-V)=54/(8-2)=9 столов.

Производство и реализация в объеме меньше, чем 9 столов для фирмы убыточна при прочих равных условиях, начиная с реализации десятого письменного стола она начинает получать прибыль.

Техническая цена равна:

Цт=(P+V*N)/N=(54+2*9)/9=72/9=8 тыс.руб.,
т.е. нижний предел цены составляет как сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов: 2 тыс. руб. + 8 тыс.руб. – 2 тыс. руб.).

Очень важно для каждой фирмы определять эту критическую точку и по каждому виду изделий, чтобы не терпеть убыток от производства и реализации товара.

Необходимо отметить, что приведенная бухгалтерская модель определения точки безубыточности предусматривает допущение о неизменности условно-постоянных, условно-переменных издержек и цены продажи единицы продукции. Поэтому эта модель используется для краткосрочного периода времени и носит линейный характер. На самом деле при рассмотрении ситуации в более длительном периоде времени издержки и цена на единицу продукции меняются и носят динамический характер.

Поэтому экономическая модель определения точки безубыточности характеризуется не прямой линией, а изменением кривой во времени в зависимости от объема производства. Переменные и постоянные расходы называются условными, поскольку при достижении определенного уровня производства они изменяются в большую или меньшую сторону. Графически экономическая модель определения точки безубыточности носит следующий характер:

В – объем выручки от реализации продукции;
3 – совокупные затраты;
V*N – общие переменные издержки;
Р – общие постоянные издержки;
Nб – точка безубыточности.

Со временем, как правило, изменяются цены на материально-технические ресурсы, заработная плата производственных рабочих увеличивается, расходы на содержание здания и сооружений повышаются, увеличивается также заработная плата управленческого персонала, вследствие чего появляется отрицательный эффект масштаба производства. Это требует непрерывного обновления ассортимента и номенклатуры производства, инновационных процессов на основе внедрения достижений науки и техники.





← предыдущая лекция

следующая лекция →