Общественные блага, их классификация
Выбор направления использования факторов производства и потребительских благ определяет суть экономики как науки. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их использование и определяет поведение потребителей и фирм. Однако не всегда ограниченность благ ведёт к соперничеству за их потребление. С этой точки зрения все блага делятся на частные и общественные.
Чистые общественные блага характеризуются двумя основными свойствами: неконкурентностью и неисключаемостью в потреблении.
- 1. Неконкурентность в потреблении означает следующее: прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных (условие равного потребления, связанное с неделимостью блага и наличием внешних эффектов)
- 2. Неисключаемость в потреблении означает невозможность исключить из числа потребителей определенного товара отдельные фирмы или отдельных покупателей путём установления рыночных цен. Может выражаться как в физической невозможности исключения, так и в больших затратах по сравнению с возможными выгодами продавца.
Чистое общественное благо существует лишь в теории, на практике рассматриваются смешанные блага, отличающиеся степенью неконкурентности и неисключаемости.
Выделяют две категории смешанных благ:
- 1. Перегружаемые общественные блага – те блага, неконкурентность в потреблении которых действует лишь до момента, определяемого возникновением внешних эффектов, ведущих к росту предельных общественных затрат.
- 2. Исключаемые общественные блага – те блага, для которых не действует свойство неисключаемости.
С точки зрения дифференциации границ предоставления выделяются следующие общественные блага:
- 1. Международные, т.е. те, которые доступны жителям определенного региона планеты (все жители земли, либо жители нескольких стран).
- 2. Общенациональные, т.е. те, которые доступны жителям определенной страны.
- 3. Местные, т.е. те, которые доступны лишь определенной части населения страны.