Экономика трудовых ресурсов

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыЭкономика трудовых ресурсов



Понятие трудовых ресурсов

Термин трудовые ресурсы впервые был использован в печати в 20-ых годах прошлого века академиком Струмилиным, но лишь в конце 60-ых годов он получил официальный статус после образования государственной системы органов по использованию трудовых ресурсов.

Рабочая сила – способность человека к труду и возможность ее использовать в процессе производства материальных и духовных ценностей.

Это экономическая категория, выражающая качественный признак (работоспособность) лишенный количественных и демографических признаков.

Различают трудоспособность общую (к неквалифицированному труду не требующему специальной подготовки) и профессиональную трудоспособность (формируется в процессе специального обучения и опыта практической деятельности).

Категория трудовые ресурсы определяется как качественным признаком, так и количественному признаку.

Трудовые ресурсы в масштабе страны выступает как производитель продукции, одновременно, как и ее потребитель. Так как труд является общественной деятельностью, функционирование приобретает специфический коллективный характер. Каждый отдельный работник выполняет подфункцию совокупного работника. В этом случае рабочая сила выступает как совокупная способность к труду общества в целом, она воплощается в трудоспособности населения страны, ее трудовых ресурсах.

Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающего физическим развитием, умственными способностями, знаниями, и навыками, которые необходимы для участия в общественном производстве.

Нижняя и верхняя трудоспособная граница возраста, которая каждым государством законодательно устанавливается исходя из демографической ситуации, экономического развития страны, системы образовательного процесса.

В РФ нижняя граница 16 лет, верхняя – Ж – 55 лет, М – 60 лет. Лица, занятые в тяжелых, вредных и опасных условиях, имеют право на досрочный выход на пенсию.





← предыдущая лекция

следующая лекция →