Международный менеджмент

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыМеждународный менеджмент



Экономическая среда и методы ее анализа

Анализ экономической среды международного менеджмента может охватывать макро- и мезоуровневый ее аспекты. Макроуровень анализа экономической среды осуществляется по таким ее характеристикам: общий платежеспособный спрос, стоимость кредита, уровень накоплений и сбережений населения, темпы экономического роста, инвестиционная активность, ресурсная обеспеченность, состояние валютного регулирования, развитость инфраструктуры бизнеса и др.

Анализ экономической среды международного менеджмента на мезоуровне направлен, прежде всего, на выявление основных сил (факторов), которые влияют на уровень конкуренции в отрасли, текущих и потенциальных изменений, оказывающих непосредственное влияние на результативность бизнеса предприятия.

Наиболее известной моделью анализа внешней среды на уровне отрасли является модель “пяти сил”, или “расширенного соперничества”, М.Портера. В соответствии с данной моделью общее и взаимосвязанное действие пяти основных факторов – действующие конкуренты, покупатели, поставщики, заменители и претенденты на вход в отрасль – определяет интенсивность конкуренции и распределение предельной прибыли в отрасли между конкурентами.

Направление и интенсивность влияния каждого фактора конкуренции в решающей степени определяется экономическими, организационно-структурными, технологическими и пространственно-временными характеристиками области.

При анализе значимой внешней среды важнейшими параметрами (характеристиками) являются: емкость рынка, уровень концентрации рынка, уровень диверсификации конкурентных фирм, импортная зависимость рынка, уровень входного барьера и покупательная способность субъектов рынка.

Количественное определение этих параметров требует учета множества факторов конкуренции и характера их влияния на функционирование субъектов релевантного внешнего рынка. Так, сложность анализа внешней среды существенно возрастает в случаях, если конкуренты работают на нем не с одной, а с несколькими продуктовыми линиями, то есть в случае диверсификации конкурирующих предприятий по продуктовым линиям. В этом случае такая диверсификация является важным показателем, который:

  • - характеризует структуру внешнего рынка;
  • - предопределяет уровень затрат конкурирующих предприятий;
  • - влияет на ценовую политику предприятий;
  • - оказывает содействие росту доли рынка предприятий.

Количественное определение параметров состояния конкурентного внешнего рынка существенно усложняется и в случае интенсивного действия такого фактора конкуренции как субституция – взаимозаменяемость товаров. Так, определение такого показателя как уровень концентрации внешнего рынка требует не только простой его детализации на основе продуктовой линии конкурентов, но и учет возможностей замещения как в потреблении, так и в производстве любого продукта.

Определение ключевых переменных внешней среды и движущих их сил в контексте последовательного их развития позволяет спрогнозировать сценарии возможного состояния международного бизнеса предприятия, обнаружить и проранжировать критические ситуации и установить раритеты относительно их своевременного преодоления. Наиболее распространенными методами прогнозирования влияния изменений внешней среды на конкурентную позицию предприятия являются такие методы:

  • - экстраполяция;
  • - разработка сценариев;
  • - построение кривой тренда;
  • - метод Дельфи;
  • - использование матриц влияния.

Полученные в результате анализа и прогнозирования изменений внешней среды оценки являются краеугольным камнем для принятия решений в международном менеджменте – корректирования текущей или же разработки новой стратегии международного бизнеса предприятия.





← предыдущая лекция

следующая лекция →