Международный менеджмент

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыМеждународный менеджмент



Формы контроля в международном менеджменте

Контроль как элемент системы международного менеджмента характеризуется многообразием форм, типов и видов. Типология контрольных наблюдений в управлении международным бизнесом приведена на рисунке:

Внешний контроль предусматривает контроль за ходом трансграничных операций внешними (относительно предприятия) субъектами.

Внутренний контроль за ходом международной экономической деятельности предприятия организуется непосредственно на микроэкономическом уровне. Субъектами его осуществления являются собственники предприятия, топ-менеджер по контролю (из специалистов предприятия или привлеченный со стороны), работники предприятия.

Содержательные формы контроля, как правило, определяются особенностью объектов контрольного наблюдения. В системе международного менеджмента решающего значения приобретают такие содержательные формы контроля, как: финансовый, управленческий, административный (правовой) и маркетинговый.

Финансовый контроль предусматривает контрольное наблюдение за показателями международной экономической деятельности предприятия в ходе реализации стратегии его международного бизнеса, объемом и динамикой текущих трансграничных операций по сравнению с целевыми параметрами. Финансовый контроль осуществляется на основании финансовой отчетности предприятия, которая основывается на международных системах бухгалтерского учета (МСБУ).

Управленческий контроль за реализацией стратегии международного бизнеса предприятия охватывает более широкий перечень объектов наблюдения и базируется на использовании информации управленческого учета. Объектами управленческого контроля являются внутренние процессы предприятия, параметры его внешнеэкономической деятельности, состояние и эффективность использования активов предприятия, координация структурных подразделений относительно обеспечения реализации стратегии, соблюдение норм международного экономического (торгового) права и т.п.

Административный контроль осуществляется с целью контролирования исполнительной дисциплины отдельных подразделений и ответственных лиц относительно подготовки и внедрения мероприятий и действий, предусмотренных программой (стратегией) развития бизнеса предприятия.

Маркетинговый контроль в системе международного менеджмента ориентирован на проверку соответствия текущего состояния рыночной среды бизнеса предприятия прогнозным (целевым) параметрам. Объектом маркетингового контроля является конъюнктура релевантного внешнего рынка, анализ факторов конкуренции в нем, конкурентные позиции других продуцентов рынка, уровень качества товаров.

В условиях современной международной конкуренции обеспечение высокого качества продукции становиться важнейшим условием жизнеспособности конкурирующих субъектов. Обеспечение высокого качества изделий предусматривает разработку стандартов качества, распределение ответственности за качество и контроль качества работ.

Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством.

Система качества охватывает все виды деятельности предприятия и все стадии жизненного цикла продукции и процессов, связанных с проектированием, разработкой и тестированием и внедрением изделий на рынок. На основе системного подхода построены стандарты ISO серии 9000 (системы качества), что разрешает объединить работу всех подразделений для обеспечения качества продукции.





← предыдущая лекция

следующая лекция →