Понятия и сферы применения сбытовой логистики
Сбыт в системе рыночных отношений – не только продажа готовой продукции, но, в первую очередь, ориентация производства на удовлетворение спроса покупателей и организация эффективных каналов распределения продукции.
Основной причиной кризиса сбыта продукции в России является несопряженность производственного ассортимента со структурой потребительского спроса. У отечественных товаропроизводителей превалирует стремление продавать то, что они производят, а не производить то, что продается.
В настоящее время российские товаропроизводители тяготеют к сбытовой ориентации своей деятельности больше, чем к маркетинговой. Причинами такой ситуации является:
- 1. Товаропроизводители вынуждены концентрировать свои усилия на товаре, а не на нуждах потребителей, т.к. располагают весьма ограниченными инвестиционными возможностями.
- 2. Широкий товарный ассортимент возможен при наличии гибких производств, внедрение которых сдерживается технико-технологической отсталостью.
- 3. Чтобы маркетологи определили производственную программу, необходимо не только гибкое производство, но и наличие значительных производственных возможностей, в т.ч. и финансовых ресурсов.
- 4. Сравнительно узкие горизонты планирования, характерные для сбытовой ориентации, определяются все еще сохраняющейся экономической и политической нестабильностью российского общества.
Организовать эффективную работу всех подразделений, связанных со сбытом, позволит логистическое моделирование. Применение логистики позволяет сократить время движения товаров на 25-30% и снизить уровень запасов продукции на 30-50%.
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место в нужное время и с минимальными затратами.
Процесс распределения выполняет следующие функции:
- - определение покупательского спроса на продукцию и организация его удовлетворения;
- - накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
- - установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказанию услуг потребителям;
- - выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли.
Исходя из перечисленных функций выделяют: коммерческое, физическое и канальное распределение.
Коммерческое распределение охватывает функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбытовой деятельности. Физическое распределение предполагает транспортировку, хранение, переработку и складирование готовой продукции. Канальное распределение – это совокупность предприятий и лиц, которые принимают на себя функции по обеспечению доставки продукции от производителя к потребителю.
Сбытовая (распределительная) логистика – процесс управления коммерческим, физическим и канальным распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.