Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыГосударственное регулирование



Средства и методы государственного регулирования

Инструменты государственного регулирования экономики подразделяются на:

  • 1. Административные – это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности(разрешения, запреты, стандарты и нормы).
  • 2. Экономические - создают более или менее выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности(именение налоговых ставок, государственные заказы, изменение учетной ставки Центрального банка). Имеют косвенный характер воздействия.

 

Меры государственного преобразования отношений собственности

Правовое понятие – это отношение между субъектами и объектами собственности по поводу владения, пользования и распоряжения благами.

Экономическое понятие – это отношение между людьми или их группами по поводу присвоения условий и результатов производства.

Типы собственности: общая (совместное присвоение), частная (индивидуальное присвоение условий и результатов производства).

Общая собственность подразделяется на:

  • 1. Федеральную.
  • 2. Региональную.
  • 3. Муниципальную.

Частная собственность:

  • 1. Индивидуальная.
  • 2. Корпоративная.

В зависимости от уровня обобществления производства будет эффективен различный вид собственности.

Два способа преобразований отношений собственности:

  • 1. Национализация – путем перехода хозяйственных объектов, предприятий, организаций из частной собственности в государственную (мощный инструмент – в кризисные периоды развития).
  • 2. Приватизация – путем перехода хозяйственных объектов из государственной (муниципальной) собственности в частную (особенно в странах с переходной экономикой).

Государственный сектор – совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, финансируемых из средств государственного бюджета.

Два основных пути создания государственного сектора:

  • 1. Государственные инвестиции(в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране)
  • 2. Национализация частных компаний, оказавшихся в сложном экономическом положении, но важных для социально – экономического положения страны (например, угольная промышленность).

 

Государственное экономическое программирование (планирование)

Государственное экономические планирование носит индикативный характер.

Программирование – необходимость государственного экономического планирования обусловлена тем, что государству приходится сталкиваться в экономике не с обособленными проблемами, а с явлениями, присущими всему народному хозяйству в целом.

Государственная экономическая программа – комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для нормального развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в сроки и за контроль.

Различают следующие государственные программы:

  • 1. По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  • 2. По способу принятия, осуществления: чрезвычайные (административные инструменты), обычные.

Объекты государственных программ:

  • - Жилищное строительство,
  • - Сельское хозяйство,
  • - Транспорт,
  • - Авиастроение и т. д.

Государственное экономическое планирование и программирование в условиях рыночной экономики носит индикативный (рекомендательный) характер.





← предыдущая лекция

следующая лекция →