Средства и методы государственного регулирования
Инструменты государственного регулирования экономики подразделяются на:
- 1. Административные – это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности(разрешения, запреты, стандарты и нормы).
- 2. Экономические - создают более или менее выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности(именение налоговых ставок, государственные заказы, изменение учетной ставки Центрального банка). Имеют косвенный характер воздействия.
Меры государственного преобразования отношений собственности
Правовое понятие – это отношение между субъектами и объектами собственности по поводу владения, пользования и распоряжения благами.
Экономическое понятие – это отношение между людьми или их группами по поводу присвоения условий и результатов производства.
Типы собственности: общая (совместное присвоение), частная (индивидуальное присвоение условий и результатов производства).
Общая собственность подразделяется на:
- 1. Федеральную.
- 2. Региональную.
- 3. Муниципальную.
Частная собственность:
- 1. Индивидуальная.
- 2. Корпоративная.
В зависимости от уровня обобществления производства будет эффективен различный вид собственности.
Два способа преобразований отношений собственности:
- 1. Национализация – путем перехода хозяйственных объектов, предприятий, организаций из частной собственности в государственную (мощный инструмент – в кризисные периоды развития).
- 2. Приватизация – путем перехода хозяйственных объектов из государственной (муниципальной) собственности в частную (особенно в странах с переходной экономикой).
Государственный сектор – совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, финансируемых из средств государственного бюджета.
Два основных пути создания государственного сектора:
- 1. Государственные инвестиции(в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране)
- 2. Национализация частных компаний, оказавшихся в сложном экономическом положении, но важных для социально – экономического положения страны (например, угольная промышленность).
Государственное экономическое программирование (планирование)
Государственное экономические планирование носит индикативный характер.
Программирование – необходимость государственного экономического планирования обусловлена тем, что государству приходится сталкиваться в экономике не с обособленными проблемами, а с явлениями, присущими всему народному хозяйству в целом.
Государственная экономическая программа – комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для нормального развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в сроки и за контроль.
Различают следующие государственные программы:
- 1. По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
- 2. По способу принятия, осуществления: чрезвычайные (административные инструменты), обычные.
Объекты государственных программ:
- - Жилищное строительство,
- - Сельское хозяйство,
- - Транспорт,
- - Авиастроение и т. д.
Государственное экономическое планирование и программирование в условиях рыночной экономики носит индикативный (рекомендательный) характер.