Антимонопольная политика государства
Необходимость антимонопольной политики государства обусловлена общественно-экономическими потерями от деятельности монополий. Эти потери проявляются:
- - в более высоких ценах;
- - монополии неэффективно используют ресурсы;
- - угроза снижения качества продуктов в производстве монополистов.
Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Существует двемодели антимонопольного регулирования:
- 1. Американская - запрещение монополии как структурной единицы.
- 2. Европейская - упор на контроль со стороны за злоупотреблениями.
Антимонопольная политика различается по отношению к естественным и искусственным монополиям. Естественная монополия - экономически оправдана (транспорт, водоснабжение и т.д.). Искусственная монополия сформировалась за счет слияний, скупки, соединений.
Существует два основных подхода к ценовому регулированию естественной монополии:
- 1. Принцип максимизации производства - ориентиром для снижения цены в условиях этого принципа, является установление цены на уровне предельных издержек.
- 2. По принципу обеспечения безубыточности. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек (у монополии нет прибыли, нет убытка). Недостаток – товарный дефицит.
- 3. Реструктуризация монополии, например, энергетика.
Специфика антимонопольного регулирования в РФ обусловлена высокой степенью монополизации, которую экономика унаследовала от административно-командной системы СССР.
Возможности понижения степени монополизации:
- - разделение монопольных структур;
- - иностранная конкуренция;
- - создание новых предприятий.
ФЗ от 17. 08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
ФЗ от октября 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Задачи:
- - контроль над ценами;
- - за слиянием крупных предприятий;
- - пресечение разнообразных форм сговора (одно предприятие владеет акциями другого);
- - недопущение системы участия и личной унии (личный сговор руководителей предприятий);
- - пресечение недобросовестной конкуренции.