Возникновение понятия корпоративной культуры
Пионером исследования корпоративной культуры в современных терминах стал Эдгар Шейн. Исследовав культуру ряда американских компаний, он дал одно из первых ее определений. Корпоративная культура, по Шейну, – это "ряд базовых предположений, которые данная группа создала, открыла и выразила с целью соотнесения их с проблемами внешней среды адаптации и внутренней интеграции".
В отечественной науке управления одними из первых исследователей корпоративной культуры стали О.С. Виханский и А.И. Наумов. На основе сравнения существующих подходов к определению корпоративной культуры, они дали следующее, широко используемое определение.
Корпоративная культура – это "набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через "символические" средства духовного и материального внутриорганизационного окружения".
В настоящее время исследования корпоративной культуры проводятся с точки зрения науки об организационном поведении – разделе менеджмента, изучающем закономерности поведения людей в организациях. Значительный вклад в развитие теории корпоративной культуры внесли Ричард Фрэнк и Харрис Моран, разработавшие так называемые характеристики корпоративной культуры; введший понятие сильных и слабых культур Ральф Рюттингер; разработавшие типологию культур и предложившие методику их диагностики Роберт Куинн и Ким Камерон; выявивший зависимость корпоративной культуры от национальных особенностей среды хозяйствования Гирт Хофстид и другие.
Практически формирование и управление корпоративной культуры в современных организациях отталкивается от понятия того, что культура является основным интегратор интересов компании и ожиданий сотрудников. С одной стороны, это система солидарности сотрудников с компанией, а с другой стороны, это социальный зонтик, в тени которого сотрудники могут жить счастливо и свободно. Корпоративная культура рассматривается как инновационный управленческий инструмент, способствующий ресурсосбережению и существенно повышающий эффективность компании.