Корпоративная культура

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыКорпоративная культура



Ценности как ключевые элементы корпоративной культуры

Идея о том, что ценности являются ключевым элементом корпоративной культуры, поддерживается абсолютно всеми исследователями. Ценности являются основанием, ядром корпоративной культуры, они проявляются в поведении и закрепляются в нем посредством норм и правил. Ценности и нормы сохраняются и транслируются новым членам корпоративной культуры.

Ценности – это базовые представления о том, что определенные идеи, цели и средства являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей и средств.

Ценности используются человеком в ситуации выбора в качестве критерия принятия решения. При этом они проявляются в поведении, и хотя они не всегда осознаются, при этом их регулятивное влияние остается. Ценности несут в себе нравственные представления о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный выбор того, что для человека является важным и стоящим. Ценности можно охарактеризовать по следующим признакам:

  • 1. Ценности – это убеждения, представляющие собой не холодные идеи, но смешиваемые с эмоциями.
  • 2. Ценности – это желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например честность).
  • 3. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Например, послушание относится к работе или школе, спорту, семье.
  • 4. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
  • 5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов.

Различают ценности материальные, социальные и духовные.

К материальным ценностям относят товары, продукты, услуги, произведения искусства – предметы, которыми мы дорожим, имеющие денежную оценку. К социальным ценностям относят ценности, связанные с общением людей между собой и с социальными группами: общественные идеалы, моральные нормы, эстетические и этические нормы. К духовным ценностям относят ценности, связанные с самоидентификацией человека и его идентификацией относительно других людей и ценностных установок: понятия о предназначении человека, смысле жизни, Боге.

Различают ценности провозглашаемые (или декларируемые) и ценности действующие.

Провозглашаемые ценности фиксируются в документах и провозглашаются с трибун, в то время как действующие ценности могут формально не афишироваться, но оказывать реальное регулирующее влияние на поведение сотрудников и менеджмента. При умелом формировании и управлении корпоративной культурой провозглашаемые ценности могут являться ценностями действующими.





← предыдущая лекция

следующая лекция →