Организационные нормы и санкции
Применительно к типовым ситуациям выбора на основе ценностей формируются нормы и правила поведения.
Нормы - совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам. К нормам относятся так называемые правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации.
Официальные нормы – нормы организационного уровня, единые для целого ряда первичных коллективов, входящих в организацию. К ним относятся как формализованные нормы и правила, зафиксированные в соответствующих документах и устных распоряжениях руководителя, так и неформализованные, но воспринимаемые всеми членами коллектива. Выполнение официальных норм обеспечивается формально установленными санкциями.
Нормы и санкции корпоративной культуры:
Групповые нормы, складывающиеся в процессе взаимодействия членов малых групп и отраженные в их сознании, обычно обозначаются как неофициальные. Эти нормы функционируют в виде коллективных традиций, обычаев, групповых мнений и составляют образ жизни производственного коллектива.
Под санкциями следует понимать оперативные средства социального контроля, применяемые к членам социальной группы за конкретные социальные действия. Выполнение неофициальных норм обеспечивается неформальными санкциями, применяемыми группой по отношению к своему члену в зависимости от интенсивности и характера отклоняющегося от нормы поведения. Различают санкции позитивные - поощрения за действия, и негативные - наказания за неодобряемые, нежелательные действия.