Корпоративная культура

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыКорпоративная культура



Символическая составляющая культуры

Символ - определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение образа, предмет или события.

Логотип - от греч. Logos - слово + Typos – отпечаток, оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.

Лозунг (девиз) - это фраза, которая в краткой форме выражает ключевые ценности компании. Лозунги позволяют составить довольно полное представление о том, какие основные ценности выдвигаются на первый план предприятием, либо о том, какое впечатление, иногда абсолютно независимо от реальности, оно стремиться произвести на других. Например, известный лозунг "созданное природой передаем людям" зачастую перефразируется в "созданное природой продаем людям". Лозунги чаще всего применяются в рекламе.

На семантическом уровне символика корпоративной культуры получает смысловое содержание, интерпретируя и разъясняя сотруднику корпоративные ценности и нормы посредством легенд, мифов и героев.

Герои - люди, живые или уже умершие, реальные или выдуманные, обладающие характером и человеческими качествами, которые высоко ценятся в определенной культуре. Герои становятся символами референтной группы, служат в качестве образцов поведения, подают пример для успешной работы. Профессиональные достижения героев символизируют то, как нужно поступать, работая в той или иной компании. Со временем героями могут становиться основатели компаний.

Легенда - это рассказ о компании, основанный на реальных событиях, который часто повторяется и рассказывается самими сотрудниками компании и служит для понимания реальности.

Мифы - принятые без доказательств утверждения и поверья, воспринимаемые членами организации как реальность. Содержательная же часть мифологии предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют на предприятии. Обычно они связаны с основателем предприятия и призваны в наглядной, живой, образной форме довести до рабочих и служащих ценности компании, её "кредо". Семантический уровень определяет язык, для корпоративной культуры – это сленг.

На прагматическом уровне сотрудник сам вовлекается в процесс восприятия и передачи корпоративных ценностей и норм, участвуя в корпоративных обрядах, ритуалах и традициях.

Традиции - неформальные нормы поведения, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени. В традициях чаще всего передаются неофициальные ценности. К традициям можно отнести празднование ежегодных праздников, предпочтения в еде и одежде.

Ритуалы - регулярно повторяющиеся коллективные действия, направленные на упорядочивание отношений, времени, пространства. Ритуалами являются обыденные действия, их примерами могут служить рукопожатие или иное приветствие при встрече, ежедневное утреннее совещание в кабинете шефа, вызов "на ковер", перекур или перерыв для чаепития, выдача зарплаты, сдача отчетности и т.п. В ритуалах закрепляются преимущественно нормы и правила поведения, ценности проявляются опосредованно.

Обряд - это стандартное и повторяющееся мероприятие коллектива, проводимое в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками ценностей корпоративной культуры. Обряды не являются обыденными действиями и часто совершаются в форме праздника. В обрядах, в отличие от ритуалов, ценности проявляются непосредственно, осознаются и зачастую проговариваются. В обряде демонстрируется переход количества в качество – новый этап в развитии. К обрядам можно отнести посвящение в студенты, принятие в штат сотрудников, награждение грамотами, подарками или иными символами признания заслуг, выход на пенсию.

Специфика символических элементов культуры состоит в том, что они отражаются на внешнем плане, принадлежа к поверхностному уровню культуры, и, одновременно, имеют скрытое содержание, смысл, разделяемый всеми членами организации. Это может быть осознаваемый смысл, связанный с подповерхностным уровнем, или же неосознаваемый смысл, связанный с глубинным уровнем. Если же при наличии внешнего проявления тот или иной из перечисленных элементов не имеет в коллективном сознании более глубокого разделяемого всеми смысла, он не действует как символический элемент культуры.





← предыдущая лекция

следующая лекция →