Внешняя адаптация
Внешняя адаптация - то, что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Процесс внешней адаптации связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к быстро меняющемуся окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды.
В процессе внешней адаптации организация:
- - определяет свою миссию и главные задачи;
- - выбирает стратегию и способ исполнения миссии;
- - устанавливает специфические цели и определяет методы их достижения;
- - выстраивает корпоративную структуру, систему подчиненности и стимулирования;
- - разрабатывает способы измерения достигнутых индивидами и группами результатов и критерии их оценки, а также виды корректирующих действий в отношении индивидов и групп, не выполнивших задания.
Каждая новая группа или организация должна обладать принятой всеми ее членами концепцией решения основной проблемы ее существования, исходя из которой она в основном и будет определять свою главную миссию, основную цель или смысл своего бытия. В большинстве коммерческих организаций это общепринятое понятие сводится к проблеме экономического существования и развития, что, в свою очередь, означает сохранение хороших отношений с основными заинтересованными лицами и группами:
- - инвесторами и акционерами;
- - поставщиками;
- - менеджерами и сотрудниками;
- - обществом и правительством;
- - потребителями.
Поддержание определенного баланса интересов указанных групп находит свое отражение в представлениях о миссии организации, ее основных сферах компетенции и базовых функциях в обществе.
Общность в понимании главной миссии организации не гарантирует того, что члены организации будут согласны с общностью целей. Миссия зачастую понимается достаточно абстрактно и не получает должного вербального выражения. Для достижения общности целей группе необходим общий язык и договоренность о способах исполнения миссии. Под обсуждением базовой стратегии организацией обычно понимается рассмотрение проблем взаимосвязи ее миссии и стоящих перед ней оперативных задач.
Поскольку цели могут задаваться на нескольких уровнях абстракции и иметь различные горизонты прогнозирования, то принятие решений, которые могут работать многократно, возможно только на основе консенсуса, что позволяет рассматривать цели организации в качестве элемента культуры.
В процессе осуществления деятельности организация в целом, группы и отдельные индивиды, опираясь на принятую систему организационных ценностей и приоритетов, выделяют из организационного окружения важное и неважное для организации, решают вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам и методам их решения, находят объяснения успехам и неудачам. Важно, чтобы в организации знали, когда можно допустить неудачу, для чего при разработке новых проектов устанавливаются рубежи, на которых проект может быть свернут по причине неудачи. От того, в какой степени члены организации придерживаются общих представлений по этим вопросам, зависит согласованность их действий, а значит – и успешность внешней адаптации организации.
То же самое относится к остальным составляющим культуры, связанным с внешней адаптацией: достижение консенсуса достаточно сложный процесс, но при его отсутствии указанные элементы нельзя в полной мере рассматривать как элементы культуры.