Внутренняя интеграция
Внутренняя интеграция связана с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации.
Внутренняя интеграция возможна только в том случае, когда члены организации разделяют общие представления о взаимоотношениях человека и группы и в целом о природе человека и человеческих отношений, о подобающей деятельности, ее мотивах и критериях оценки, о смысле труда и отношении к труду и т.д.
Ядром любой культуры являются представления о том, какими должны быть отношения членов группы, чтобы она могла существовать как устойчивое и продуктивное целое. Если представления такого рода не носят коллективный характер, то в сообществе возникает анархия и беззаконие. Представления о взаимоотношениях должны охватывать два основных аспекта:
- - источников власти, способов осуществления влияния и обеспечения устойчивости- иерархии;
- - доброжелательности, открытости и равенства или, напротив, враждебности, неравенства и изолированности индивидов.
Такие представления являются отражением глубинных представлений о природе человека. Если исходить из того, что человек по своей природе агрессивен, то общество будет основываться на механизмах обуздания агрессии и для такой группы будут характерны суждения типа «держать ухо востро», «конкуренция необходима, но должна быть честной» и т.д. Если считается, что человек по своей природе доброжелателен и склонен к сотрудничеству, то и в представлениях о взаимоотношениях будут преобладать вопросы кооперации, имеющей целью достижение общих целей.
В процессе внутренней интеграции базовым является формирование общего языка (включая создание общего семантического и концептуального поля) и методов осуществления коммуникации. Для обеспечения ценностно-нормативного единства принципиальным является установление критериев членства индивидов в организации и ее групп (критерии вхождения и выхода), а также установление и соблюдение групповых границ. Устойчивость организации обеспечивается установлением правил по способам приобретения, поддержания и утраты власти, определению и распределению статусов в организации. Личностные отношения в организации регулируются установлением набора социальных норм – образцов поведения, отражающих допустимую дистанцию и степень открытости, представления о вежливости и проявлениях уважения, характере социальных отношений между представителями разного пола, возраста и статуса и т.п. Поддержание системы норм поведения и социальных отношений осуществляется через систему формального и неформального контроля, определение желательного и нежелательного поведения и применение формальных и неформальных санкций – поощрений и наказаний.
Помимо описанных моментов, определяющих внутреннюю интеграцию и находящихся в сфере контроля, существуют также зачастую неосознаваемые, необъяснимые и неподвластные контролю со стороны организации представления о реальности, истине, времени, пространстве и природе человека и смысле его деятельности. Эти представления связаны и идеологией и религией, а также закреплены в глубинных слоях национальной культуры.