Корпоративная культура

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыКорпоративная культура



Бизнес-ритуалы

Бизнес-ритуал – это необходимая и объективно обусловленная составляющая функционирования организации, способствующая ее адаптации, целедостижению, интеграции и поддержанию ценностного стандарта.

Основные типы бизнес ритуалов:

  • 1. Интрообусловленные – направленные внутрь организации, объектами которых становятся сотрудники фирмы.
  • 2. Экстраобусловленные – направленные во внешнюю среду.

Существуют два основных вида интрообусловленных ритуалов: целеуказание и сплочение.

Основные виды экстраобусловленных ритуалов:

  • - профилактика конфликта с внешней средой (пресс-конференция, брифинг, демонстрация, день открытых дверей;
  • - прием гостей;
  • - символическое рождение: (презентация фирмы, услуги, товара);
  • - символическая смерть (уход с рынка фирмы, услуги, товара);
  • - позиционирование в среде;
  • - собрания и отчеты.

Поскольку у участников ритуала существуют определенные потребности (которые ими не всегда осознаются), предчувствие удовлетворения этих потребностей стимулирует их к участию в бизнес-ритуале (образно говоря, ритуал есть «участие и удовлетворение»).

Действующие начала современного бизнес-ритуала:

  • - параллельная коммуникация с сознанием и подсознанием;
  • - воплощение сознательных и бессознательных ожиданий;
  • - раздельное информационное воздействие по разным модальностям (аудиальной, визуальной, кинестетической);
  • - вымышленная реальность (отсутствие барьера между организаторами и участниками ритуала, впечатление естественности);
  • - учет динамики трансовых состояний (переход границы, отсечение обыденного → введение в транс, потеря реального ощущения времени → символическое действо → завершение, обратный переход границы).

Для того чтобы использование символического воздействия оказывало запланированное влияние на культуру компании, необходимо существование общего культурно-смыслового поля, сотрудники организации должны приписывать одинаковые смыслы воспринимаемым действиям и событиям. Часть этих смыслов заимствуется из культуры социальной среды, поставляющей персонал, часть вырабатывается на этапе становления корпоративной культуры. Попытки преждевременного использования символических воздействий не создают ожидаемого отклика и могут вызвать отчуждение, негативизм, снизить уровень доверия персонала к руководству.





← предыдущая лекция

следующая лекция →