Организационные процессы влияния культуры по В. Сате
Сате рассматривает влияние культуры на жизнь организации через семь организационных процессов:
- - кооперация между индивидами и частями организации;
- - принятие решений;
- - контроль;
- - коммуникации;
- - приверженность организации;
- - восприятие корпоративной среды;
- - оправдание своего поведения.
Первые три процесса соответствуют первому, поверхностному уровню корпоративной культуры, отражая образцы организационного поведения, а следующие четыре – второму, подповерхностному уровню, имеющему «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функционирования организации.
Уровень кооперации в организации зависит от разделяемых работниками убеждений. В одних организациях высшей ценностью является групповая работа, в других – внутренняя конкуренция (в зависимости от преобладающей философии – индивидуализм или коллективизм). Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые убеждения и ценности, общность взглядов может сводить к минимуму разногласия – процесс принятия решений становится более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. Существуют три механизма контроля:
- - рынок;
- - администрирование;
- - клановость.
Они всегда присутствуют в организации, но в разных пропорциях. Рыночный механизм контроля стимулирует нужные изменения в поведении через меняющиеся цены и платежи, административный – через директивы, меняющие правила и процедуры. Предполагается, что руководству виднее, как достичь желаемого результата, а работники должны подчиняться. Клановый механизм контроля основан на том, что в основе действий работников лежат разделяемые ими верования и убеждения, а работники достаточно привержены организации и знают, как действовать в пределах данной культуры.
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое – отсутствие необходимости коммуницировать по вопросам, по которым имеются разделяемые убеждения. Второе – разделяемые убеждения обеспечивают одинаковую интерпретацию получаемых сообщений. Содержание культуры влияет также на содержание коммуникаций: в одних организациях ценится открытость коммуникаций, в других – наоборот.
Индивид чувствует себя приверженным организации, когда отождествляет себя с ней и переживает эту связь эмоционально. Такие работники могут активизировать свои действия, желая помочь организации. Восприятие индивидом корпоративной реальности в большой степени обусловлено тем, что говорят об увиденном его коллеги, разделяющие с ним один и тот же опыт. Интерпретация этого опыта определяется именно особенностями корпоративной культуры. Культура помогает людям в организации действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведению. В компаниях, где ценится риск, люди идут на него, зная, что в случае неудачи они не будут наказаны, а компания извлечет уроки на будущее.
Все указанные процессы участвуют в управлении поведением сотрудников организации и влияют на общую корпоративную эффективность. Если не контролировать соответствие происходящего в организации желательной культуре, процесс может развиваться стихийно и результат окажется далеким от поставленной цели.