Сущность, порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов
По закону «О бух. учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое их наличие, которое сопоставляется с данными бух. учета (порядок проведения и сроки, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации определяется самостоятельно).
Основные причины проведения инвентаризации:
- 1) при смене материально-ответственных лиц;
- 2) при смене собственников;
- 3) по итогам последствий стихийных бедствий;
- 4) при смене видов деятельности организацией;
- 5) перед составлением годового отчета.
Инвентаризацию проводит комиссия, утверждаемая руководством организации.
Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица.
В процессе инвентаризации составляется опись, т.е. перечень тех активов, которые выявлены и пересчитаны по факту в местах их хранения. Данные описи сверяются с данными БУ и в качестве результата инвентаризации выявляются недостача или излишки.
Учет результатов инвентаризации.
Результаты инвентаризации отражаются в акте, в котором руководитель делает резолюцию за счет каких источников их списывать.
Результаты инвентаризации отражаются в отчете в том отчетном периоде, в котором проводилась инвентаризация.
Учет недостачи.
Недостачи – это когда фактическое наличие активов меньше, чем по данным БУ. В этом случае соответствующие объекты учеты списываются.
Аналогичным образом учитываются испорченные ценности.
Выявленные недостачи списываются в зависимости от причин виновников решения руководителей.
1) В пределах нормы естественной убыли (испарение, просыпка, утряска) относятся на текущие расходы организации в составе общехозяйственных расходов (дебет 26,кредит 94).
2) Сверх норм естественной убыли:
- а) на материально ответственное лицо (дебет 73, кредит 94) при погашении задолженности, дебиторская задолженность материально-ответственного лица списывается (деньги внес в кассу предприятия дебет 50 кредит 73);
- б) при отсутствии виновников недостача списывается на прочие расходы, т.е. на уменьшение прибыли организации (дебет 91, кредит 94).
Если при инвестировании выявлен излишек, то это означает наличие неучтенных ценностей.
Выявленные излишки приходуются как прочие доходы организации (дебет 10, кредит 91).