Стратегический план развития предприятия: цель, плановый период, разделы, содержание, показатели экономической эффективности и финансовой устойчивости
Стратегия – это образ будущего предприятия. Стратегическое планирование содержит перечень стратегически важных инвестиционных проектов, сроков их осуществления и исполнителей, а также количественную характеристику затрат и результатов. Цель стратегического планирования – создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленное на успешное ее развития и достижение поставленных задач.
Основные задачи стратегического планирования:
- выполнить внутреннюю (анализ финансового состояния) и внешнюю (исследование влияния внешней среды) диагностику;
- осмыслить различные альтернативные варианты развития предприятия;
- сделать технико-экономическое обоснование базового варианта;
- разработать долгосрочный план финансирования;
- измерить рост стоимости компании за счет инновационных и инвестиционных проектов, как критерий оценки экономической эффективности стратегического плана развития предприятия.
Стратегическое планирование является первым системообразующими плановым документом. Стратегический план составляется на 3 – 5 или более лет. Корректируется по мере изменения рыночной ситуации и необходимости принятия стратегических новаций. Из стратегического плана вытекают новые инновационные и инвестиционные проекты, которые обеспечивают решение технических и управленческих стратегических задач.
Место стратегического плана в системе планирования, последовательность планирования и критерии оценки экономической эффективности основных форм планов можно представить следующим образом.
- 0. Стратегия развития предприятия.
- 1. Стратегический план на несколько лет (критерий оценки экономической эффективности – рост стоимости предприятия).
- 2. Бизнес-планы инвестиционных проектов (критерий оценки экономической эффективности – срок окупаемости инвестиций).
- 3. Годовой бизнес-план развития предприятия (критерий оценки экономической эффективности – рентабельность собственного капитала).
- 4. Годовой техэкономплан предприятия с поквартальной разбивкой (критерий оценки экономической эффективности – рентабельность продукции).
- Содержание стратегического плана развития предприятия.
- Стратегический план маркетинга.
- Конкуренты.
- Стратегические инновации.
- Долгосрочный план финансирования инвестиций.
- Проект баланса предприятия (стоимость имущества).
- Проект объема продаж (дохода). Показатели экономической эффективности.
Оценка стоимости предприятия нужна, как исходная позиция для планирования ее роста в долгосрочном периоде, а также для продажи. В теории и на практике имеется три подхода к оценке стоимости – затратный, сравнительный и доходный. В пределах каждого подхода имеется несколько методов оценки стоимости. Сравнительный подход – применяется тогда, когда есть примеры продажи аналогичных субъектов хозяйствования. Он применяется редко, так как абсолютно одинаковых компаний не существует. Затратный – применяется часто, так как оценка стоимости осуществляется по данным бухгалтерского учета.
Экономический смысл затратного подхода состоит в том, чтобы рассчитать стоимость капитальных затрат по данным баланса предприятия в настоящее время.
Экономический смысл сравнительного подхода состоит в том, чтобы сравнить капитальные затраты на приобретение аналогичного объекта.
Экономический смысл доходного подхода состоит в том, что оценивается и сравнивается доходность предприятий в данной рыночной нише.