Продукция в системе логистики
1. Потребительские товары. Предметы потребления можно разбить на три группы товаров, в зависимости от потребления:
- – товары повседневного спроса;
- –товары предварительного спроса;
- –уникальные товары (специализированные товары).
Товары повседневного спроса должны быть представлены во многих торговых точках, затраты на распределение составляют около 1/3 всех логистических затрат, из-за содержания множества торг точек и поддержание запасов в них. Товары предварительного спроса, отличаются тем что покупатель готов их искать, покупка совершается после сравнения всех вариантов. Количество точек меньше чем в первой сети. Запасы в рамках всей сети. Затраты – 15% от всех логистических затрат. Специализированные товары – предпринимаются значительные усилия в их поиске. Сеть является узкой. Запасы небольшие, продажа по образцам каталогам. Затраты самые низки.
2. Средства производства. Это продукция для производства других товаров или услуг. Особенности сбыта заключаются в том, что продавец принимает усилия в поиске покупателей. Различают изделия, является частью готовой продукции; продукция, используемая для организации процесса производства и технологических процессов (здания, сооружения, производственной линии); товары, не входящие в состав продукции, но используемые для обеспечения производства и управления. При планировании системы распределения для средств производства большое значение имеет широта распределения и уровень сервиса.
Влияние жизненного цикла товара. Каждый товар имеет свой жизненный цикл. Выделяют 4 фазы: внедрение, рост, зрелость и спад.
На этапе внедрения о товаре знают немногие, объем продаж не велик, небольшое количество торговых точек.
Этап роста создает определенные трудности в процессе распределении, т.к. может быть достаточно динамичным, а необходимой статистики продаж нет. География продаж расширяется и необходимо обеспечивать максимальную доступность товара.
Этап зрелости – самая продолжительная фаза. Объем продаж стабилизируется или медленно растет. Сеть продаж должна быть максимально широкой, необходим постоянный контроль потребительского спроса.
Спад возникает в результате появления новых технологий, изменение предпочтение потребителя. Для эффективного распределения необходимо сужение сети, и организация продаж в регионе или оптом.
АВС-анализ.
Организация работает на рынке с большой номенклатурой товара и различные составляющие ассортимента требуют различные подходы распределения.
Алгоритм АВС анализа:
- 1. Определить показатель, относительного которого проводится анализ, и рассчитать его для всех позиций номенклатуры;
- 2. Отсортировать товары в порядке убывания выбранного показателя;
- 3. Определить сумму знач. показателя и долю каждого наименования в нем;
- 4. Выделить группы А, В, С;
- 5.Построить график Лоренца.
АВС анализ проводится осторожно, т.к. могут получиться ошибочные результаты, если не учесть другие функции.
XYZ-анализ
В процессе XYZ анализа ассортимент, делится на три группы в зависимости от спроса. В группе Х – товар, спрос на который стабилен, или имеет незначительные колебания. Спрос хорошо прогнозируется. В группе Y – товар, имеющий колебания спроса. Такие колебания являются сезонными, эти отклонения легко оценить. В группе Z – товары, спрос на которые возникает эпизодично, колебания не предсказуемы. Для проведения XYZ-анализа требуется рассчитать коэффициент вариации: ν =δ/Хср
X = ν€{0 – 20%}, Y=ν€{10 – 30%}, Z=ν€{30 >>%}