Бенчмаркинг
Существуют ещё более современные методы сравнительного анализа, берущиеся из опыта корпораций. В частности, речь идёт о бенчмаркинге – этот метод применяется в сфере управления как метод анализа. В сфере ГМУ – это трансфер, то есть перенос методов из сферы корпоративного управления. Бенчмаркинг связан с оценкой качества управления организациями. Бенчмаркинг не имеет однозначного перевода на русский язык. Это некоторая отметка на фиксированном объекте (например, столбе) – эталон, выбор эталона.
В Европе под бенчмаркингом понимается систематический постоянный процесс измерения, процесс постоянного сравнения бизнес-процессов в организации с бизнес-процессами передовых организаций других стран в целях получения информации, которая могла бы помочь организации улучшить показатели своей работы.
Международный консалтинг под бенчмаркингом понимает систематический метод определения, понимания и творческого развития товаров, услуг, проектов, оборудования, процессов и процедур более высокого качества для улучшения текущей деятельности организации посредством изучения того, как разные организации выполняют одинаковые или похожие операции. В корпорациях бенчмаркинг занимает 4-6 месяцев, причём до 20% операций корпорации могут улучшать через бенчмаркинг.
Российские специалисты трактуют бенчмаркинг как неразрывный процесс, открывающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации. Выделяют такие виды бенчмаркинга как:
- 1) глобальный;
- 2) внешний;
- 3) партнёрский;
- 4) интерактивный (с веб-ресурсами);
- 5) индивидуальный.
Бенчмаркинг прошёл несколько поколений в своём развитии:
- 1) 70-е годы XX в. – бенчмаркинг показателей продукции;
- 2) бенчмаркинг процесса;
- 3) 80-е годы XX в. – это функциональный бенчмаркинг (т.е. бенчмаркинг конкурентов в других отраслях деятельности);
- 4) 90-е годы XX в. – стратегический бенчмаркинг (или тестирование успешных стратегий конкурентов);
- 5) настоящее время – глобальный бенчмаркинг, когда на первый план выходит сотрудничество, это бенчмаркинг сотрудничества, то есть партнерские отношения.
С бенчмаркингом тесно связана особая система сбалансированных целевых показателей (ССЦП), являющаяся важным инструментом сотрудничества.