Структура и инфраструктура рынка
В современных условиях рынок представляет собой сложный хозяйственный организм, структурой которого является строение его отдельных элементов и их удельный вес в общем объеме рынка. В настоящее время структуру рынка наиболее полно отражает выделение трех крупных звеньев системы рыночных отношений:
- - рынок труда;
- - рынок товаров и услуг;
- - рынок валюты и ценных бумаг.
Существование рынка труда предполагает наличие бирж труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. Различаются два вида рынка труда:
- - внешний рынок труда – существует за пределами предприятия, это рынок профессий, ориентированный на профессиональную подготовку, результатом которой является диплом об образовании;
- - внутренний рынок труда – ограничен рамками одного предприятия, все передвижения кадров осуществляются в его пределах.
Второе звено системы рыночных отношений – это рынок товаров. Он может существовать в двух формах:
- - рынок оптовой торговли, предполагающий продажу товаров крупными партиями посредством ярмарок и бирж;
- - рынок розничной торговли – продажа небольших партий товара конечным потребителям – хозяйствующим субъектам посредством универсальных и специализированных магазинов.
Третий элемент рыночной структуры, выделяемый в отдельный вид рынка – это рынок валюты и ценных бумаг, координирующий движение ссудного фонда – акций и облигаций.
Инфраструктура рынка – это его организационно-экономические условия, включающие в себя специализированные институты, которые обеспечивают функционирование особых видов рынков. К данным институтам относятся предприятия, организации и учреждения, выполняющие функции сбора и распространения экономической информации, изучения и представления информации о хозяйственных единицах – субъектах рынка и их оценки.
Инфраструктура рынка включает:
- - торговые дома и магазины;
- - биржи;
- - ярмарки и аукционы;
- - банки и страховые фонды;
- - службы занятости;
- - рекламные агентства и др.