Микроэкономика

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыМикроэкономика



Структура и инфраструктура рынка

В современных условиях рынок представляет собой сложный хозяйственный организм, структурой которого является строение его отдельных элементов и их удельный вес в общем объеме рынка. В настоящее время структуру рынка наиболее полно отражает выделение трех крупных звеньев системы рыночных отношений:

  • - рынок труда;
  • - рынок товаров и услуг;
  • - рынок валюты и ценных бумаг.

Существование рынка труда предполагает наличие бирж труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. Различаются два вида рынка труда:

  • - внешний рынок труда – существует за пределами предприятия, это рынок профессий, ориентированный на профессиональную подготовку, результатом которой является диплом об образовании;
  • - внутренний рынок труда – ограничен рамками одного предприятия, все передвижения кадров осуществляются в его пределах.

Второе звено системы рыночных отношений – это рынок товаров. Он может существовать в двух формах:

  • - рынок оптовой торговли, предполагающий продажу товаров крупными партиями посредством ярмарок и бирж;
  • - рынок розничной торговли – продажа небольших партий товара конечным потребителям – хозяйствующим субъектам посредством универсальных и специализированных магазинов.

Третий элемент рыночной структуры, выделяемый в отдельный вид рынка – это рынок валюты и ценных бумаг, координирующий движение ссудного фонда – акций и облигаций.

Инфраструктура рынка – это его организационно-экономические условия, включающие в себя специализированные институты, которые обеспечивают функционирование особых видов рынков. К данным институтам относятся предприятия, организации и учреждения, выполняющие функции сбора и распространения экономической информации, изучения и представления информации о хозяйственных единицах – субъектах рынка и их оценки.

Инфраструктура рынка включает:

  • - торговые дома и магазины;
  • - биржи;
  • - ярмарки и аукционы;
  • - банки и страховые фонды;
  • - службы занятости;
  • - рекламные агентства и др.





← предыдущая лекция

следующая лекция →