Микроэкономика

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыМикроэкономика



Предложение и его функция. Факторы, определяющие предложение

Предложение – это готовность и способность продавцов продать товар при определенных условиях. Таким условием является цена на определенное благо в конкретный момент времени.

Величина (объем) рыночного предложения – это общее количество экономического блага, поставляемого на рынок всеми производителями в определенный момент времени.

Функция предложения – это зависимость объема рыночного предложения экономического блага от факторов его определяющих.

Факторы, определяющие величину рыночного предложения называют детерминантами предложения. Это такие параметры рынка, которые определяют возможность производителей осуществлять рыночное предложение. При этом затраты на производство экономического блага не должны превышать рыночную цену данного блага.

Все факторы, определяющие рыночное предложение можно разделить на две группы:

  • - ценовые факторы, т.е. цена производимого блага Px;
  • - неценовые факторы: Pn – природные ресурсы, Pk – капитальные ресурсы, Pw – трудовые ресурсы, M – численность продавцов, Н – технологии, Т – налоги, Е – ожидания производителей.

Таким образом, функция предложения имеет вид: Q=f(Pх,…,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E). При неизменности всех остальных факторов, функция предложения есть функция предложения от цены: Q=f(Pх). По житейской логике можно предположить, что с ростом цен предложение растет.

Графическое представление функции предложения – есть кривая предложения:

Закон предложения – один из принципов рыночной экономики. Он определяется прямой зависимостью объема рыночного предложения блага от цены на это благо, т.е. с ростом цены объем предложения увеличивается, по мере снижения цены – объем предложения уменьшается.

Рассмотрим, каким образом на объем предложения влияет изменение различных факторов:

  • 1. Цены на факторы производства. При росте цен на факторы производства соответственно увеличиваются затраты на производство блага, что способствует снижению объема предложения. При этом кривая предложения смещается влево. Снижение же цен на факторы производства ведет к снижению затрат на производство блага, объем предложения увеличивается, кривая предложения смещается вправо.
  • 2. Технологии. Внедрение новых технологий в производство способствует снижению затрат на производство экономических благ. При неизменных ценах на факторы производства производственные издержки сокращаются, что способствует увеличению объема предложения блага по существующей цене. В этом случае кривая предложения смещается вверх.
  • 3. Численность продавцов. Численность продавцов на рынке положительно влияет на изменение объема предложения, кривая предложения смещается вправо.
  • 4. Налоги. Рост налогов ведет к увеличение затрат на производство блага, а следовательно к снижению объема предложения по существующим ценам. Кривая предложения смещается влево и вверх.
  • 5. Ожидания производителей. Прогнозирование роста цена на экономическое благо может вести к снижению объема предложения. В этом случае кривая предложения смещается влево и вверх.





← предыдущая лекция

следующая лекция →