Понятие рынка, виды рынков
Рынок – это особая форма организации хозяйственной жизни общества, предполагающая взаимодействие экономических субъектов - хозяйственных единиц (производителей и потребителей).
Рынок – это совокупность всех взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг в сфере обмена и реализации товаров. Посредством товарного и денежного обращения рынок оказывает непосредственное влияние на общественное производство и экономику в целом.
Рыночные связи охватывают всю экономическую систему и распространяются на все экономические отношения между обособленными производителями товаров и услуг.
Рынок возникает при условии:
- 1. Общественного разделение труда.
- 2. Обособленности производителей, предполагающей ответственность за результаты деятельности.
- 3. Появления частной собственности.
Рынок предполагает равноправие всех субъектов (производителей и потребителей), отношения между которыми выражаются в форме добровольной передачи имущественных прав на частные блага. При этом для каждой из сторон экономических отношений должны быть приемлемы условия передачи прав собственности: качество и количество товаров и услуг, цена и др. Субъекты свободны в своём праве выбора партнеров по сделкам и их условиям.
Наличие в составе рынка всех субъектов экономических отношений (предпринимателей и наемных работников, владельцев ссудного капитала, собственников ценных бумаг, конечных потребителей продуктов и услуг) предполагает наличие разных видов рынков, т.е. системы отдельных взаимосвязанных рынков с развитой инфраструктурой.
На основе различных признаков выделяют следующие виды рынков:
- - по экономическому назначению: рынок товаров, рынок труда, денежный ранок и др.;
- - по организации рыночного обмена: оптовый и розничный рынки;
- - по формам собственности: частный, кооперативный и государственный рынки;
- - по отраслям: текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный, компьютерный и другие;
- - по видам конкуренции: рынки совершенной и несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции);
- - по правовому положению: легальный, «теневой», криминальный рынки;
- - по географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой рынки.
Базовыми элементами любого рынка являются:
- - спрос;
- - предложение;
- - цена;
- - конкуренция.
Рыночный механизм представляет собой взаимосвязь и взаимодействие вышеперечисленных элементов.