Финансовое регулирование экономики
Роль финансового регулирования в условиях развитой рыночной экономики возрастает. Механизм финансового воздействия на экономику представляет динамичную, постоянно развивающуюся совокупность форм и методов, имеющих специфический характер влияния на экономические процессы.
Представляется, что эффективность и действенность финансового регулирования экономики отражается в темпах прироста, изменениях структуры национальной экономики, росте инвестиций, занятости, в уровне жизни населения. Становится очевидным, что в ходе реализации государственного финансового регулирования система различных форм и методов финансового регулирования должна корректироваться в соответствии с изменяющимся экономическим положением, условиями и результатами осуществляемых преобразований.
Между тем, сложившееся положение в экономике Российской Федерации диктует необходимость использования эффективного государственного финансового регулирования с учетом стратегических перспектив социально-экономического развития.
Высокие темпы роста российской экономики обусловлены продолжающимся ростом цен на сырьевые ресурсы, составляющие основу промышленного производства. В отличие от многих других стран основной вклад в прирост нераспределенной (чистой) прибыли России вносит не труд и не капитал, а рента с природных ресурсов. На ее долю приходится не менее 75% чистой прибыли. Вклад труда в 15 раз, а капитала примерно в 4 раза меньше. (По критериям, принятым в мировой практике, экономический рост определяется следующими факторами: технический прогресс - 49 процентов, рабочая сила - 27, капитал - 24 %)
В результате в отраслевой структуре российской экономики сложился дисбаланс, направленный на реализацию текущих интересов, которые предполагают максимизацию текущего эффекта, исходя из которого происходит концентрация финансовых ресурсов и эффекта в "сильных" (конкурентоспособных на внешнем рынке) отраслях, аккумуляция эффекта в них, саморегуляция реального сектора микроуровневой экономики, и, как следствие, ориентация производства страны на сырьевую продукцию, обладающую в рамках мировой конкурентоспособности природными преимуществами и экспорт как основной источник существования страны.
Можно также выделить неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне. Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, обусловленные как субъективными, зачастую административными, так и объективными причинами, связанными с неразвитостью рынков жилья, капитала, транспортной инфраструктуры, приводят к потерям в эффективности региональных экономических систем, отсутствию экономических связей между ними.
На фоне экономического роста получила продолжение дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение децильных групп составило по России 15 раз, по Москве – 30 раз. Причем доля оплаты труда в использовании ВВП в России в полтора раза ниже вклада труда в создание ВВП.
Несмотря на имеющиеся противоречия экономического роста и сложившиеся диспропорции, в России есть потенциал, который необходимо эффективно использовать.
Это выводит на первое место проблематику формирования действенного механизма государственного финансового регулирования. Имеется в виду, в частности, выработка четкой и обоснованной системы стратегических приоритетов финансового регулирования для долгосрочного развития национальной экономики.
На уровне сфер деятельности, отраслей, регионов существует приоритетность направлений, учитывающих ситуацию, временной фактор в аспектах краткосрочной и долгосрочной перспективы, которая должна быть ориентирована на достижение баланса интересов на различных уровнях общественной, хозяйственной, производственной и социальной структур в будущем.
В этой связи в целях можно выделить перспективные направления государственного финансового регулирования, которые проявляются в обеспечении экономической безопасности, структурной перестройке хозяйства в ее отраслевом и территориальном разрезах, в переходе на прогрессивные технологии на основе научно-технического прогресса (все это ведет к повышению производительности общественного труда), ликвидации бедности, поскольку именно эти направления в развитии, как приоритетные, будут способствовать качественному росту и устойчивому функционированию социально-экономической системы.