Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыФинансы



Финансовое регулирование отраслевых пропорций

Государственное финансовое регулирование должно быть направлено на преодоление сложившихся деформаций в отраслевой, внутриотраслевой и производственной структуре, выражающихся в техническом и технологическом отставании отечественного производства; насыщения внутреннего рынка отечественной промышленной продукцией в соответствии с объемом структурного спроса; создание собственной ниши на мировом рынке для экспорта конкурентоспособной промышленной продукции. Именно посредством государственного финансового воздействия ограниченное число социально-значимых и высокотехнологичных отраслей может получить решающую государственную поддержку, направленную на оздоровление экономической конъюнктуры, что будет иметь мультипликативный эффект.

В определенной мере это положительно скажется (через налоговый механизм) и на улучшение ситуации в социальной сфере. В практике ведущих стран выработаны разнообразные структуры и механизмы стимулирования такой ориентации: федеральные прогнозы и программы, конкурсы, гранты, научно-исследовательские центра, маркетинговые департаменты и др. В дальнейшем эти меры должны создать устойчивые предпосылки для последующего опережающего увеличения объемов выпуска наукоемких производств.

Главным направлением финансового регулирования развития промышленности следует считать политику и практику государственных заказов. Именно через организацию заказов ограниченное число социально-значимых и высокотехнологичных отраслей может получить решающую государственную поддержку, направленную на оздоровление экономической конъюнктуры, что будет иметь мультипликативный эффект.

В первую очередь, это может быть использование стимулирующего воздействия налоговой политики, политики снижения процентной ставки с целью перетока финансовых средств на направление инвестиций в реальный сектор экономики. К примеру, в США с 1960-г. промышленное развитие осуществляется на основе смешанного финансирования с использованием бюджетных средств в рамках целевых программ, льготного налогообложения, практикуется стратегическое централизованное планирование, охватывающее значительную часть промышленности.

При этом государство должно отказаться от преобладающих сегодня «поддерживающих» субсидий, ведущих к консервации производственной структуры и перейти к селективной «трансформирующей» стимулирующей поддержке, в частности, налоговые каникулы, налоговые льготы в виде инвестиционных скидок после оценки эффективности инвестиций. В этой связи адресное стимулирование предпринимательских инвестиций быстро обеспечит техническое обновление предприятий, причем в тех отраслях, которые наиболее перспективны в долгосрочном плане.

Таким образом, организуя финансовое регулирование реального сектора, государство направляет и подталкивает экономический рост, предоставляя предприятиям финансовые возможности для расширения производства за счет внутренних источников.





← предыдущая лекция

следующая лекция →