Бюджетно-налоговая политика государства
Финансы – экономические отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств:
- 1. Федеральные.
- 2. Региональные.
- 3. Муниципальные.
Функции финансов:
- 1. Фискальная (аккумулирование денежных средств для удовлетворения общественных потребностей).
- 2. Регулирующая (можно стимулировать хозяйствующие субъекты в направлении их экономического развития). Основой является бюджетно-налоговая политика.
- 3. Контрольная.
- 4. Перераспределительная.
- 5. Социальная.
Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного регулирования экономики в области налогов и государственных расходов. Основой является государственный бюджет.
Бюджет – это централизованный фонд денежных средств.
В зависимости от целей государства выделяют два вида финансовой политики.
1. Расширительная (политика фискальной экспансии) – проводится в целях стимулирования экономического роста и занятости, это актуально в период экономического спада. Для этого государство сокращает налоги и увеличивает государственные расходы, при этом достигается экономический рост и занятость, но негативными последствиями могут стать дефицит государственного бюджета и инфляция.
Бюджетно-налоговая политика обладает эффектом мультипликатора-множителя(при увеличении государственных расходов происходит увеличение совокупного спроса на величину, большую, чем первоначальный рост расходов).
MG=изменение AD/ изменение G,
G – государственные расходы.
Изменение может оказывать и обратное влияние – снижение.
MT = MG*MRC,
MRC – предельная склонность к потреблению,
MT– мультипликатор налогов{0;1} ,
MG≥MT, так как не вся часть сбережений идет на траты.
2. Ограничительная финансовая политика (фискальной рестрикции) – используется в целях сокращения инфляции, как правило, в период перегрева экономики. Государство снижает государственные расходы и увеличивает налоги. Негативные последствия – замедление экономического роста и рост безработицы.
Эффективность бюджетно-налоговой политики зависит от её правильного соответствия фазе экономического цикла.
В вопросах бюджетно-налоговой политики существует два основных подхода:
- 1. Соответствующий взглядам кейнсианцев – дискреционная фискальная политика(сознательное вмешательство правительства в сферу налогов, государственных расходов в случае необходимости).
- 2. Соответствующая взглядам неоклассиков – фискальная политика встроенных стабилизаторов, то есть экономических механизмов, автоматических реагирующих на изменение в экономике без необходимости принятия специальных правительственных решений (например, прогрессивная система налогообложения - это увеличение ставки налога по мере роста дохода; пособие по безработице – действует на стороне государственных расходов (количество безработных сокращается в период роста), так как уменьшаются выплаты по безработице; т.е. сочетаются оба подхода).
В условиях экономического кризиса в РФ проводится расширительная финансовая политика (сокращение налогов, увеличение государственных расходов).
Налог на прибыль был 35%, а стал 34%. НДС был 20%, а стал 18%.
Основная проблема бюджетно-налоговой политики в настоящее время – падение доходов бюджета (стал дефицитным, для его покрытия используются средства Стабилизационного фонда).