Государственная научно-техническая политика
Необходимость проведения государством научно-технической политики обусловлено тем, что результаты НИОКР являются общественным благом.
НИОКР включает несколько стадий, которые предполагают различное участие государства:
- 1. Фундаментальные исследования (направлены на открытие основ производственных процессов, ведутся без заранее предвидимого коммерческого результата, так как результат является общественным благом, то необходимо финансирование за счет государства).
- 2. Прикладные исследования (целью является изобретение метода или процесса производства; их результат в перспективе может иметь коммерческое значение, отсюда совместное финансирование частными фирмами и государством).
- 3. Инновации (это массовое внедрение разработок в производственный процесс, имеет коммерческий результат – прибыль; финансируется частными фирмами, но может стимулироваться государством).
Государственная научно-техническая политика – это совокупность мер государственного регулирования НИОКР, направленных на их стимулирование и внедрение в производство.
Инструменты:
- 1. Экономические.
- 2. Административные.
Административные:
- - использование патентов (исключительное право на определенный срок в 5-10 лет),
- - государственная защита интеллектуальной собственности.
Экономические:
- - бюджетное финансирование НИОКР,
- - налоговое стимулирование НИОКР (налоговые каникулы, налоговые кредиты, льготы, ускоренная амортизация),
- - кредитные меры (льготные кредиты, государственные гарантии по кредитам для подобного рода организаций, субсидирование процентной ставки со стороны государства).
Можно выделить следующие проблемы, связанные с НИОКР в России:
- 1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей НИОКР, но отсутствуют условия для его воспроизводства, что ведет к деградации отечественной науки и утрате престижа России как научной державы. Доля ВВП на НИОКР в России – 1,2 %, из них 0,7%- государственный бюджет, 0,4% - частные инвестиции. Доля ВВП на НИОКР в США – 2,9% , в Японии- 3,0%, в Германии- 2,3%, в Швеции- 3,0%.
- 2. Наличие разрывов между стадиями НИОКР (малое внедрение фундаментальных разработок на практике).
- 3. В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, остается низким уровень восприимчивости компании к новым технологическим решениям. Инновационная деятельность в компании – ситуативная, нет системности.
- 4. Финансовые ресурсы предпринимательства ориентированы не на Российские разработки, а в большей степени на закупку импортного оборудования.
Для решения этих проблем в РФ принят ФЗ № 127 «О науке и государственной научно- технической политике в РФ». Его цели:
- - развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала,
- - увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства,
- - реализация важнейших социальных задач,
- - обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции,
- - улучшение защиты информационных ресурсов государства,
- - упрочнение взаимосвязи науки и образования.
Приоритетные направления:
- - признание науки экономически значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства,
- - гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований,
- - интеграция научной и образовательной деятельности на основе различных форм,
- - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники,
- - стимулирование НИОКР через систему экономических и иных льгот,
- - развитие международного научного и технического сотрудничества РФ.