Символические воздействие на культуру
Элементы корпоративной культуры, образующие ее символическую составляющую, уже упоминались выше: это знаки, логотипы, лозунги, герои, легенды, мифы, традиции, ритуалы, обряды. К этому перечню можно добавить символические действия ключевых лиц и символическое воздействие структурирования физического пространства: планировку помещения, дизайн интерьеров и фасадов зданий компании. Для эффективного управления культурой компании через ее символику необходимо понимать механизмы воздействия тех или иных символических элементов на индивидуальное сознание сотрудников.
Символическая составляющая в человеческом общении представлена очень широко. Символизм обеспечивает непосредственную связь внешнего, видимого слоя культуры с глубинным, подсознательным, осуществляя ее через приписывание определенного смысла некоторым внешним действиям. Символическими могут быть жесты (рукопожатие), движения (кивок головы, поклон, похлопывание по плечу), словесные формулы, пространственное расположение людей относительно друг друга и т.д. Символический смысл могут иметь и принимаемые решения.
Символическая составляющая корпоративной культуры связана с рядом вторичных механизмов внедрения культурных основ в организации.