Модель воспроизводства корпоративной культуры по В. Сате
Примечательно, что точки особого внимания менеджеров в обоих способах управления культурой организации одни и те же. Их определил В. Сате на основе анализа влияния культуры на корпоративную жизнь.
Модель воспроизводства корпоративной культуры (по В. Сате):
Точки, обозначенные стрелками, менеджеры должны контролировать для поддержания существующей культуры, предохраняя их от чуждых влияний; и в этих же точках они должны осуществлять согласованные вмешательства для изменения культуры.
Одним из инструментов управления культурой предприятия является привлечения работников с определенными качествами (точка 4) и отсев тех, кто не соответствует культуре компании (точка 5). В последнее время при подбора персонала требования к кандидатам расширяются: помимо опыта работы, знаний, квалификации, обращают внимание на определенные личностные качества: ответственность, умение работать в команде, гибкость, оперативность, коммуникабельность, ориентированность на результат, умение нестандартно мыслить, креативность и т.д. Набор личностных качеств определяется в соответствиями сложившейся культуры на предприятии. Подбор сотрудников со стремлениями и ценностями, идентичными данной культуре позволяет новым работникам быстро адаптироваться; в силу совпадения их целей с целями организации они испытывают психологический комфорт и высокую удовлетворенность трудом; при этом укрепляется безопасность организации, поскольку отсеиваются кандидаты, которые могут разрушающим образом повлиять на культурные основы организации.
Воздействие на поведение (точка 1) и организационные коммуникации (точка 3) осуществляется через систему формального и неформального социального контроля и соответствующую систему ролевого моделирования.
Под обоснованием поведения понимается совокупность разделяемых членами организации суждений, принципов, идеалов и ценностей, смыслов, которые воспринимаются всеми как основания для принятой в организации системы моделей поведения. В качестве обоснования индивидуального поведения выступает также система организационных отношений, определяющая уровень доверия и степень приверженности организации.
Задача контроля обоснования поведения (точка 2) – это задача создания и поддержания корпоративной идеологии. Персонал компании воспринимает идеологию через созданный ею и отражающий ее в ярких и доходчивых образах внутренний имидж, при этом цели, идеи и идеалы становятся предметом убеждения и веры. Действенность провозглашаемой идеологии определяется конгруэнтностью рациональных и эмоциональных (образных) сигналов.