Социально-экономические аспекты образования
Закон РФ об образовании от 10.7.92 определяет образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в целях и интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином образовательного уровня.
Профессионализм включает в себя 3 компетенции субъекта профессиональной деятельности:
- - специальную;
- - социальную;
- - индивидуальную.
Профессиональное образование как социальный инструмент современного общества включает 3 функции: экономическую, социальную, культурную.
Экономическая функция предусматривает воспроизводство работника с определенным уровнем знаний, умений и навыков. Эта функция реализуется исходя из структур по подготовке рабочей силы определенного качества.
Подготовленный работник должен быть востребован на рынке труда. Только после этого он может занять свое место в профессиональной среде. Это социальная функция профессионального образования.
Так как профессиональное становление - это непрерывный процесс, то культурная функция профессионального образования состоит в установлении личности работника как культурного человека, который социально движется к вершинам профессионализма.
Психология изучает стадии становления профессионализма в зависимости от изменения социальных стадий и характера деятельности. Эти стадии таковы:
- 1. Профессиональная подготовка, формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта решения профессиональных задач.
- 2. Профессиональная адаптация - это вхождение в профессию, профессиональное самоопределение, формирование социально и профессионально важных качеств и опыта самого выполнения профессиональной деятельности.
- 3. Профессионализация - это формирование устойчивой порции, профессиональных важных качеств и умений.
- 4. Профессиональное мастерство как полная самореализация личности в творческой профессиональной деятельности.
Профессия определяет весь образ жизни человека. Если она выбирается без анализа спроса на нее или без учета интересов самого человека, то социальный рост человека замедляется, а его профессиональные способности остаются нереализованными. Решению этой сложной задачи служит профессиональная ориентация - система мероприятий, помогающая молодежи выбирать профессию. Она реализуется в следующих формах:
- 1. Профессиональная информация - это система профессионального просвещения, информирование людей о различных профессиях, о формах и условиях их освоения, ознакомление с рабочими и учебными местами.
- 2. Профессиональная консультация - это помощь в профессиональном самоопределении с испытанием различных методов и средств диагностики, психофизиологических способностей и личностных потребностей.
- 3. Профподбор и профотбор - это система приемов и методов проведения медицинского и психологического обследования личности для определения степени профессиональной пригодности.