Внешняя среда международного менеджмента
Одной из главных особенностей международного бизнеса является его специфическая внешняя среда. Необходимость и важность учета особенностей внешней среды в международном менеджменте предопределяется такими факторами:
- 1. Современная концепция менеджмента основывается на представлении предприятия как открытой системы, внутреннее состояние которой зависит от условий внешней среды. Даже если в самом внутреннем состоянии предприятия не происходит никаких изменений, постоянные изменения внешней среды оказывают существенное влияние на уровень его адаптационных возможностей к изменчивым требованиям внешней среды и на результативность бизнеса предприятия.
- 2. Большинство проблем международного менеджмента вызывается именно изменениями во внешней среде бизнеса предприятия. Научно-технологический прогресс, возрастающая роль международных учреждений и изменения законодательного поля конкуренции порождают широкий поток возможностей и угроз и прежде всего в таких областях, как авиастроение, телекоммуникации, транспортирование, программное обеспечение. Одновременно с изменениями технологического и экономического характера происходит существенная трансформация политического, социокультурного, экологического и институционального ландшафта международного бизнеса.
- 3. Предвидение, прогнозирование и своевременная реакция (использование) на ожидаемые изменения внешней среды способны создавать более ценные ключевые компетенции и конкурентные преимущества фирмы, чем это имеет место при условиях реструктуризации бизнеса или ринжиниринге бизнес-процессов.
- 4. Анализ внешней среды, выявление текущих и потенциальных изменений в ней и соответственно угроз и возможностей является фундаментом для принятия обоснованных решений в менеджменте.
Внешняя среда международного менеджмента – это сложная многоуровневая структура с автономным развитием любого из ее элементов, изменения в которых оказывают непосредственное влияние на жизнеспособность предприятия как субъекта международной экономической деятельности.
Внешняя среда на уровне кредо или миссии предприятия (социальных целей, норм, ценностей и философии бизнеса) охватывает поставщиков, потребителей, потенциальных инвесторов. Большинство операционных процессов и топ-характеристик предприятия связаны именно с этим уровнем его внешней среды. Внешняя среда на уровне миссии (кредо) является более или менее специфической для каждого отдельного предприятия как субъекта международного бизнеса.
Внешняя среда на уровне отрасли – это релевантный внешний рынок или отрасль, где субъект международного бизнеса ведет конкурентную борьбу. Идентификация основных характеристик релевантного внешнего рынка, знание глубинных источников конкуренции на нем являются важнейшими условиями успешного позиционирования предприятия на рынке – нахождения сегментов, где предприятие способно лучше всего оградиться от влияния отрицательных факторов или повернуть их влияние в свою пользу путем формирования ключевых активов и топ-характеристик.
Значимая внешняя среда определяет ключевые ценности конкурирующих товаров в глазах потребителей и те ключевые активы и топ-характеристики, использование которых обеспечивает формирование конкурентных преимуществ предприятия.
Макросреда международного менеджмента – наиболее сложный и наиболее турбулентный уровень – включает политический, социокультурный, институциональный и эколого-экономический сегменты.
Отдельный субъект международного бизнеса не в состоянии осуществить в полном объеме детальный анализ любого из сегментов макросреды. В реальной практике наибольшее внимание в управлении международным бизнесом предприятия привлекает значимая внешняя среда.