Государственное регулирование предпринимательства
Предпринимательский потенциал - это возможности предпринимательства в удовлетворении различных потребностей субъектов экономики.
Цель государственного регулирования предпринимательства заключается в создании благоприятных условий функционирования и развития предпринимательских структур.
Задачи государственного регулирования предпринимательства:
- 1. Разработка, принятие и контроль за выполнением законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимательства.
- 2. Ослабление прямых методов вмешательства и повышение роли экономических методов стимулирования.
- 3. Создание условий для свободной, добросовестной конкуренции на рынке.
- 4. Обеспечение макроэкономического равновесия (посредством бюджетной и денежно-кредитной политики)
- 5. Содействие инвестициям и инновациям в производстве.
- 6. Обеспечение свободного перемещения трудовых ресурсов.
Малые предприятия обеспечивают работой большинство трудоспособного населения в мире:
- - Евросоюз- 72% (заняты в малом бизнесе)
- - Япония- 78%
- - США – 54%
- - Россия- 13%
Значение малого бизнеса определяется тем, что:
- - в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инвестиций и инноваций. В России только 3% инвестиций осуществляет малый бизнес.
- - является фактором формирования среднего класса.
- - малые предприятия производят основную часть ВВП: Россия- 12%
Государственная поддержка малого бизнеса служит:
- - содействию и решению проблемы занятости,
- - стимулированию конкурентных начал в экономике,
- - служит поддержкой инноваций в производстве,
- - формированию благоприятного предпринимательского климата и сокращению теневой экономики.
В России – 12% на малые предприятия. Крайне неравномерно размещены на территории страны. 137 тысяч предприятий:
- - в Центральном федеральном округе 33%
- - в Москве 19%
- - в Санкт- Петербурге 11%
- - в ЮФО 10% ( в Ставропольском крае более 1%, в Ростове 2,8%, в Ингушетии, Калмыкии, Чечне самый малый %, сотые доли).
В России малые предприятия неравномерно развиты по различным видам экономической деятельности (больше всего в торговле - 45%, сельском хозяйстве - 2,6%, рыболовстве - 0,2%, транспорте - 0,7%, добыче полезных ископаемых- 0,4%, связи - 0,7%, образовании - 0,2%, здравоохранении - 1,0%).
Существует закон «О малом бизнесе».
Барьеры на пути малого бизнеса: внешние и внутренние.
Внешние барьеры:
- - связаны с неразвитостью правовой системы, слабой защитой частной собственности и предпринимателя в частности,
- - недостаточная определенность макроэкономической ситуации,
- - неадекватность финансовой инфраструктуры (поиск финансовых ресурсов, плохое кредитование)
Внутренние барьеры:
- - отсутствие современных навыков управления и хозяйствования,
- - низкий уровень предприятий и менеджерской культуры,
- - отсутствие экономического образования.
Направления поддержки малого бизнеса в России:
- - в законах и нормативно- правовых актах ФЗ № 88 1995 «Закон о поддержке малого бизнеса»
- - государственная программа «Основные направления социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу»:
- а) совершенствование законодательной и нормативно- правовой базы, устранение административных барьеров (упрощение регистрации малых предприятий, установление принципа «одного окна», льготные регистрационные сборы, замена разрешительного порядка регистрации на уведомительный)
- б) государственное стимулирование субъектов кредитных отношений в сфере малого бизнеса
- в) снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования
- г) развитие небанковских институтов финансирования малого предпринимательства
- д) меры имущественного обеспечения малого бизнеса
- е) совершенствование информационного обеспечения субъектов малого бизнеса
- ё) развитие конкурентной среды в экономике.
- - ФЗ от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».