Корпоративная культура

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыКорпоративная культура



Существующие подходы к оценке эффективности культуры предприятия

Подробный обзор моделей оценки эффективности культуры, разработанных на основе анализа управленческой практики и организационной культуры ряда успешных американских предприятий приведен Виханским и Наумовым.

Выбор одной или нескольких моделей для оценки эффективности культуры конкретной организации зависит от поставленных задач и имеющихся организационных и информационных ресурсов.

Можно рекомендовать начинать оценку с определения того, является ли рассматриваемая культура сильной или слабой в терминологии Р. Рюттингера и в какой степени выражены эти качества.

Далее для качественного и самого общего анализа возможно использование модели AGIL Т. Парсонса, согласно которой эффективная культура обеспечивает следующие характеристики организации:

  • - адаптивность к постоянно меняющимся условиям внешней среды;
  • - целеустремленность членов организации;
  • - интеграцию и синергию подразделений;
  • - легитимность (признание людьми ценностей организации).

Если разделяемые в организации ценности и верования (убеждения) помогают ей адаптироваться, достигать целей, объединяться и доказывать свою полезность людям (сотрудникам и потребителям) и другим организациям, то такая культура будет способствовать успеху организации.

Модель В. Сате позволяет сделать заключение об эффективности существующей культуры через оценку каждого из выделенных автором семи организационных процессов:

  • - кооперация между индивидами и частями организации;
  • - принятие решений;
  • - контроль;
  • - коммуникации;
  • - приверженность организации;
  • - восприятие корпоративной среды;
  • - оправдание своего поведения.

Поскольку через эти процессы культура воздействует на организационную эффективность, нарушения в любом из этих процессов дают негативный эффект.

Для детального анализа, охватывающего различные аспекты управления, была разработана модель Р. Куинна – Дж. Рорбаха, опирающаяся на рамочную конструкцию конкурирующих ценностей. Эта многомерная модель оценки эффективности предполагает применение четырех подходов в соответствии с каждым из типов культуры.

Для клановой культуры используется подход «человеческих отношений». Управленческая деятельность направлена на развитие внутренних отношений, ее результаты оцениваются по показателям развития персонала, повышения его квалификации, основные ее средства – совершенствование морального климата и повышение сплоченности.

Для адхократической культуры применяется подход «открытой системы». Управленческая деятельность направлена на адаптацию к внешней среде, основные ее показатели – рост, прибыль, конкурентоспособность, достигаемые за счет гибкости и своевременной реакции на внешние изменения.

Для рыночной культуры адекватен рационально-целевой подход. Управление ориентировано на достижение целей, так что его качество оценивается по производительности и эффективности, обеспечиваемые через установление целей и планирование.

Для иерархической культуры используется подход «внутренних процессов». Целью управления является обеспечение целостности организации, которая проявляется в стабильности деятельности и контроле над всеми процессами, осуществляемом посредством управления информацией.

Данная модель позволяет взглянуть на культуру компании с разных позиций, но при этом может не дать однозначной оценки ее эффективности.





← предыдущая лекция