Принципы построения организации
Построение организационной структуры включает формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы и процессы, которые осуществляют в организациях систему управления.
Процесс формирования организационной структуры, условно организуются по трем стадиям:
- - формирование общей структуры схемы аппарата управления;
- - разработка состава основного подразделения и связи между ними;
- - регламентация организационной структуры.
На третьей стадии разрабатываются количественные характеристики аппарата управления и процедуры управленческой деятельности.
Для регламентации организационной структуры определяется состав внутренних элементов базовых подразделений, определяют проектную численность подразделений, трудоёмкость основных видов работ, квалификацию исполнителей, распределяют задачи и работы между конкретными исполнителями, устанавливают ответственность за выполнение задачи работников, разрабатывают порядок процедур выполнения управленческой работы в подразделении. Рассчитывают затраты на управление и делают расчёты показателей управления в условиях проектируемой организационной структуры. Совокупность документов разрабатывают на всех стадиях проектирования вместе с пояснительной запиской, составляется проект организационной структуры.
Построение структуры основано:
- - на принципе сопряжения и соответствия целей, функций, полномочий и ответственности;
- - на соразмерности всех звеньев по трудоёмкости и объёму деятельности (для равномерной загрузки и ритмичности работы);
- - на иерархической рациональности;
- - ориентированности на определённый уровень компетенции персонала и информационной обеспеченности;
- - создания формального и неформального управления;
- - применения эффективного контроля;
- - применение адаптивности.
В действующей организации при совершенствовании структуры, определяется диапазон изменений набора функций. Для совершенствования организации:
- - создается группа развития организации на конкретной основе;
- - составляют набор функций управлений и производства;
- - проверка набора функций управления по методике функциональной стоимости анализа;
- - распределение функций на: активизирующие, тормозящие, потенциальные и нейтральные, проведение их анализа;
- - составляется функциональная структура управления;
- - сравнивается эта структура с существующими;
- - вносятся коррективы в набор функций;
- - вносятся коррективы в структуру управления организации.
При формировании новой организации распределяется набор функций:
- - на активизирующие (направленные на реализацию текущих программ);
- - на тормозящие (старые традиции);
- - на потенциальные (направленные на реализацию стратегических программ);
- - на нейтральные (оказывает линейное влияние на социальные сферы);
- - создаётся функциональная структура управления;
- - на базе функциональной создаётся условная структура управления.